Вологодский литератор

официальный сайт
1
157
Юрий Максин

Юрий Максин:

В УГОДУ ВРЕМЕНИ

«Времена не выбирают, в них живут и умирают», как сказал современный поэт. И всё же хотелось бы пожить не в «эпоху перемен» и не в эпоху тотальной лжи и манипуляции сознанием. И в стране, где слова и устоявшиеся понятия не подвергаются переоценке, шельмованию, а наоборот, приобретают со временем новые грани, наполняются новыми фактами своей «биографии», и никто их не ставит с ног на голову.

В угоду лживому времени иной раз извлекают и пускают в оборот мысли и афоризмы великих людей, приспосабливая их к сложившейся политической ситуации. И растиражированные из бессовестных уст, бессовестными средствами массовой информации они смущают умы людей неискушённых в противостоянии опытным манипуляторам.

Политику не зря называют делом грязным. В годы перестройки фразу «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» активно вбивали в наши головы. И сейчас нет-нет да и услышишь её из уст прозомбированной молодёжи, для которой чужие ценности выше собственных.

Да, есть негодяи, использующие святое понятие любви к Отечеству, к Отчизне в своих целях. Но это вовсе не означает, что патриоты – негодяи, а патриотизм утратил своё истинное значение. Любовь к Отечеству жива и будет жить, покуда бьются человеческие сердца, «пока сердца для чести живы», как сказал другой поэт, великий поэт. А ещё он сказал в письме к другу: «… клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал».

А теперь об истории вышеупомянутого афоризма (взято из Интернета. –Ю. М.).

Фразу «Патриотизм – последнее прибежище негодяя», ставшую  афоризмом, произнес доктор Самуэль Джонсон (1709 – 1784), автор знаменитого «Словаря английского языка», в Литературном клубе 7 апреля 1775 года.

Ровно за год до того, к парламентским выборам мая 1774 года, он опубликовал эссе под названием: «Патриот. Обращение к избирателям Великобритании». Эссе представляло собой памфлет (небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему. – Ю. М.) в защиту стоявшей тогда у власти политической партии тори (предшественницы современной партии консерваторов) от агитации политической партии вигов (предшественницы либеральной партии).

Поскольку «патриотизм» стал основным лозунгом вигской оппозиции, эссе доктора Джонсона посвящено разоблачению «ложного патриотизма», как проявления политической демагогии, в противопоставлении его патриотизму истинному.

Эссе начинается с утверждения, что место в парламенте могут занимать только истинные патриоты: «Патриот тот, чье публичное поведение определяется одним мотивом – любовью к своей стране…».

Далее Джонсон предостерегает против «ложных внешних признаков» патриотизма, сравнивая «ложных патриотов» с фальшивыми монетами, которые блестят, как настоящие, но отличаются по весу. Он возражает против мнения, что патриотизм обязательно заключается в «резкой и упорной оппозиции» действующей власти. Он обращает внимание, что нередко политики уходят в оппозицию под влиянием ущемленного самолюбия и честолюбия, либо элементарной «надежды пробиться к богатству» (первых он ставит выше, считая, что они, по крайней мере, частично искренни). Он осуждает апелляцию политиков к «толпе», кроме чрезвычайных случаев, считая, что «толпа» неспособна адекватно судить о действиях правительства. В заключение, он призывает нацию «выздороветь от своего заблуждения и объединиться в общем отвращении к тем, кто, обманывая доверчивых мнимым вредом, подчиняя слабых смелой ложью, апеллируя к суждениям невежества и льстя тщеславию посредственности, клевеща на честность и оскорбляя достоинство (…),  присваивают себе имя патриотов».

Таким образом, негодяи по Джонсону – это политические демагоги, играющие на святых для человека понятиях, к которым относится и любовь к Отечеству.

В наше время смысл фразы «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» трактуется ещё и следующим образом: не всё пропало даже  у самого пропащего человека, отвергнутого друзьями и обществом, если в его душе сохраняется чувство Родины, в ней его последняя надежда и спасение. Навряд ли. Скорей всего, это дань терпимости в обществе. В народе говорят – горбатого могила исправит. Или чудо произойдёт.

Вспомнилась история другой фразы, которую время также отшлифовало себе в угоду: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Её называют ленинско-луначарской, так как возникла она в разговоре главы государства с первым наркомом просвещения. Первоначально она прозвучала так: «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк». Да, оба вида искусств – зрелищные, но со временем кино завоёвывало всё больше и больше зрителей. Его, в отличие от цирка, «крутили» в клубах и домах культуры в самых отдалённых уголках нашей Родины.

Сейчас в каждый дом вошёл телевизор, а для него из всех искусств важнейшим является…реклама. Пришло время торгашей. Как пел известный бард: «…у каждой эпохи свои подрастают леса».

Нынешнее российское общество напоминает детскую игрушку – пирамидку, у которой вынут пронизывающий слои-колёсики стержень. Ветер времени подует сильнее, и покатятся они в разные стороны, верхние – раньше и дальше всех. На месте останутся два-три нижних слоя, самые близкие к родной земле, самые многочисленные в смысле населения, «тяжёлые на подъём».

Из любви к Отчизне формируется единство в обществе. Любовь к Отечеству и есть тот стержень, на который образно говоря и нанизаны слои-колёсики пирамидки, который их объединяет, делает народ народом. Снизу – вверх…

Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Сергей Багров

Вот такие высказывания должны бы стать достоянием наших школ буквально с первого класса. Только любовь к родному порогу, за которым — оскорбляемая, но еще не запачканная страна, спасут нас от надвигающегося содома.