Слово писателя Поэзия Проза Тема Новости
11.04.2017
Виктор Бараков
0
19
Александр Грязев (1937 – 2012) ЕРМАК – ВОЛОГЖАНИН?

Кто из нас не знает о Ермаке?

Много песен, преданий и легенд сложил наш народ о своем сыне, с именем которого связано начало освоения Сибири. Но та легенда, встреченная мною в “Вологодских губернских ведомостях” за 1898 год была для меня неожиданна: в статье известного в прошлом историка г. Тотьмы В. Т. Попова на основе народных преданий сделано предположение, что Ермак Тимофеевич был выходцем из Тотемского уезда Вологодской губернии.

Известно, что биографическими данными о Ермаке историческая наука располагает малыми, да и те во многом противоречивы. Одни историки считают, что Ермак был донским казаком. Другие же утверждают, что он был уральцем и называют его Василием Тимофеевичем Алениным. А в доказательство тому приводят сибирское сказание, в котором говорится о деде Ермака Афанасии Григорьевиче Аленине – посадском человеке города Суздаля и о его детях Родионе и Тимофее, которые ушли на реку Чусовую. Один из детей Тимофея – Василий стал впоследствии атаманом вольных людей на землях Строгановых и был “прозван” Ермаком.

В Тотемском уезде Вологодской губернии существовало когда-то, а может существует и сейчас, свое предание о Ермаке Тимофеевиче.

В. Т. Попов рассказывает о том, что “сохраняется среди населения Вожбальского сельского общества, находящегося в тридцати верстах от уездного города Тотьмы, такое предание: отец Ермака Тимофей жил в их местности на починке Тимошкино, который от его имени и получил свое название, а Ермак жил в деревне Слободе в 2,5 верстах от починка (деревня Слобода до сего времени имеет добавочное название Тимошкинской). В деревне Пахтусове, того же общества, есть предание, что Ермак жил некоторое время около их деревни на починке, который по его имени до сего времени называется Ермаково. Ермак и отец его любили петь песни и, по выражению крестьян, “часто спевались”. Оба они, занимаясь разбоем, ушли в дальную сторону”…

На своем месте жительства в деревне Слободе они оставили “трех крестьян с семьями, потомки которых и живут в этой деревне, имеющей уже ныне более 120-ти душ обоего пола. Все домохозяева деревни Слободы Тимошкинской действительно потомки переселившихся семей”.

В. Т. Попов сообщает рассказы и о других исторических фактах, касающихся легендарной личности Ермака. Так, еще в 1864 году хранилась у дьякона Иасафа Тихомирова, того же сельского общества, “старинная рукопись о Ермаке”. Следы ее утеряны.

Как же попал Ермак Тимофеевич к известным уже в то время промышленникам Соли Вычегодской Строгановым и был нанят ими для защиты их сибирских владений от набегов татарских отрядов хана Кучума?

Дело в том, что под Тотьмой издавна существуют соляные варницы, среди которых были варницы, принадлежавшие в XVI веке тоже Строгановым – родственникам сольвычегодских. Поэтому “весьма возможно, что они, зная лично Ермака, его отвагу и удаль, посоветовали ему отправиться когда-либо в Сольвычегодск  к  знаменитым родственникам”.

В то самое время, когда были сделаны все эти записи о Ермаке, т.е. в самом конце прошлого века, в Тотьме, в доме потомков знаменитого тотьмича И. А. Кускова, хранился “весьма древний на холсте писанный масляными красками портрет с надписью сбоку: “Ермак Тимофеевич”. Портрет, по преданию, принадлежал проживавшему долгое время в Сибири и Америке предку Кусковых И. А. Кускову, умершему в Тотьме тому 75 лет, именно в 1823 году. Ермак изображен на портрете в среднем возрасте, с небольшими усами и бородой, с копьем в руке, не в виде вооруженного русского воина XVI века, а в шляпе с перьями и в одежде вроде кафтана. Один из священников г. Тотьмы Александр Миролюбов удостоверяет, что точно такой же, как у Кусковых, портрет Ермака
с надписью он видел назад тому около сорока лет в г. Вологде, в доме священника Сперанцева”.

И, наконец, последнее, что, по мнению автора, представляет интерес, — вера местных жителей в то, что Ермак их земляк.

“Так, например, — пишет В. Т. Попов, — я имел случай говорить об этом в нынешнем году с одним престарелым неграмотным крестьянином Вожбальского общества, и на вопрос мой, в какое время жил у них Ермак, старик ответил: при царе Грозном, а на другой вопрос: что же Ермак сделал особенное, я получил ответ, что Ермак завоевал Сибирь…”

Такая вот легенда. Согласимся, что в ней нет ничего неправдоподобного: ведь Вологодская земля славна многими именами землепроходцев, которые вскоре после Ермака от берегов Сухоны и Северной Двины прошли через всю Сибирь
до Тихого океана и американского берега.

Среди этих “колумбов русских” устюжанин Семен Дежнев, открывший пролив между Азией и Америкой.

Его земляк Ерофей Хабаров первым в Ленском крае на берегах Киренги занимался хлебопашеством и добычей соли в устье Куты, а потом первым же открыл путь на Амур и составил описание Амурского края.

Владимир Атласов, из того же Великого Устюга, первым описал Камчатку.
От него узнали русские люди о неведомых ранее Аляске, Курильских островах
и Японии.

Первым открыл Алеутские острова устюжанин Михаил Неводчиков, а устю-жанин же Василий Шилов те острова описал.

Тотьмич Иван Кусков основал в Калифорнии на тихоокеанском берегу русское поселение форт Росс.

А Василий Поярков, Федот Попов, Михайло Стадухин, Василий Гусельников по прозвищу Скорая Запись… Да разве всех перечислишь?

Так не вологжанин  ли и Ермак Тимофеевич?.. А что?

Очень даже может быть!

Комментарии к записи

avatar
wpDiscuz