Слово писателя Поэзия Проза Тема Новости
19.03.2017
Виктор Бараков
0
38
Ингвар Коротков ДВЕ РЕЦЕНЗИИ

О разбитых ожиданиях С. Василенко, как автора “Дурочки”, и скальпеле критика Т. Тайгановой

 

Иногда просто ужас священный душу охватывает – вот бывают же литературные критики невероятно мощного ума..

Как Татьяна Тайганова, например.. Вот уж, действительно, монстр своего дела.

Буквально препарируют произведение скальпелем ума, как искусный алкаш воблу для пива. На троих.

И слов много знает. Умных. Наверно, по ночам каждое обсасывает и выращивает в себе – как жемчуг. Чтобы потом метать перед свиньями.

Вот, например, произведение руководителя ( первого секретаря) Союза российских писателей – Василенко Светланы Васильевны. Под ласковым названием «Дурочка». Здесь Тайганова проявила себя маститым критиком, ее даже опубликовали в “Дружбе народов”. Потому что – профи. Не чета всяким там..

Ведь что делает любой малосведущий литературный критик?

Не удивляйтесь, он прежде всего читает. Ткань, так сказать, хочет освоить.

Что у нас там – с тканью « Дурочки»? А вместо ткани там – с самого начала – пеленка. По назначению использованная. Текст такой.

«Надька обоссалась, не ссы, говорю, прямо на голову, дура, я губами высасывал, на губах трещина, весь яд я всосал в себя, я как змеюка стал, я ходил по больнице и шипел — а-х-а — и хватал Надьку за ногу, я подползал и хватал, Надька ссала прямо на пол, я уползал, хвоста не было, хотелось, чтоб был хвост, не ссы, говорил я, тут тебе не степь, тут тебе больница, тут тебе не моя голова, я медленно уползал в палату, мне очень не хватало хвоста.»

Ну бывает. Крючок такой – для привлечения. Кто-то выплюнет, а кто-то и заглотнет. Эпатаж потому как. Тренд. Модно.

Потом небольшие экскурсы в свою жизнь, – для затравки. Потому как ему (автору) ужасно хочется попасть в лауреаты либерального конкурса с большой перспективой. Так сказать , порция своих страданий из злокозненной, наполненной мытарствами жизни . В данном контексте – это военный городок за колючей проволокой..

«… она обоссалась прямо на площади перед Лениным, отец со стыда чуть не умер, он в военном был, как дал ей, еще хуже стало, стыднее: сверхсрочник девочку бьет — пьяный, нет? Отец не доживет до пенсии, чтоб они все сдохли, о, эти люди проклятые, проклятый военный городок, окруженный ржавой колючей проволокой»

Это страшное воспоминание для авторессы. Хотя казалось бы – почему? Вот и она – дочка пьяницы-сверхсрочника из пыльной тьмутаракани вот в Москве ныне. Книжки пишет. Критики ее хвалят. Тайганова лапидарность приписала и императивность в ней нашла ..с ключами.
«текст, содержащий в себе ключи (не один даже ключ, как это иногда случается в подмогу читателю, а гремучая связка ключей)»

И вот эта самая гремучая смесь( пардон, связка) тотчас валится на голову. Читателю.

Действие развивается в каком –то 193.. году… Где-то на югах – где поля тюльпанов. Там всего много присутствует – детский дом в бывшем храме, где сторож « ел детей в недавнем прошлом», а директриса Тракторина запросто всем прописывает «березовую кашу». Просто так. Конечно, имеется голод и смерть детей от холеры. Красные галстуки, ненависть к кулацким подпевалам, иконам и т.д. и т.д.
Ганна – это воплощение дурочки Надьки. Повесть написана по обыкновенному рецепту. Поэтому и читать эту повесть гениальному критику и не нужно. Татьяна Тайганова этим и не заморачивалась.. Вот еще.. Времени у нее что ли много? Я ее понимаю. Чтобы писать рецензии – книгу читать и не стоит.. Ну что эти либеральные авторы – все на одно лицо… Главное – ингредиенты знать. А тесто само собой получается – прокисшее и с духом.

Поэтому, Тайганова особенно и не мучилась. Потому что рецензии – тоже по одному рецепту . С одними ингредиентами. Там, правда, много этих самых.. ингредиентов – кроме лапидарности и императива, есть еще «жест сильный и яркий», « приемы литературного внедрения национальной идеи в обнищавшую народную ментальность» и… много чего..

Потому что Тайганова – просто родная сестра персонажу актера Юрия Богатырева из фильма «Неоконченная пьеса для механического фортепиано..”, который с умным видом объясняет идеи народной ментальности..

Живы, живы его идейные потомки. Подняли знамя народной ментальности. Вон как бодро машут.

Только вот объясняют непонятно. Вот например..

«В произведении минимум эпатажности (способ привлечения внимания читателя уже развратившегося, но еще не порочного, — своего рода примерка привлекающего внимание одеяния брачного периода ради, а то ведь пройдут мимо, не заметят и в совместную жизнь не пригласят).

Минимум – это метка такая автору. дескать, ну как же вы? Оплошали…
Хотя я насчет эпатажности – нет, не согласен. Как раз хватает – прямо с первой страницы хватают читателя.
Оказывается я, как читатель – уже развратившийся ( потому что книжку читаю?), но еще не порочный. ( Ой, вот радость-то..)

Дальше непонятно – мне, как читателю. Но как критику – даже очень понятно.. Аж в жар бросило.. Еще одна метка. Авторессе.
Тайганова ( молодец дама!) сразу просекла для чего эта эпатажность и четко ответила – дескать, автор, как брачный олень заходится «маральим криком» или как тетерев начинает токовать и распушать перья эпатажа – заметьте, ну заметьте.. Возьмите в свою новую прекрасную литературную жизнь.. С грантами, тусовками, походами в посольство..
Я ж мучилась, страдала за колючей проволокой.. дурочку вот изображаю..А вы.. эх, вы…

«Нет – гордо отвечает умный критик куском из предыдущих умных критиков – «сегодняшний читатель, безысходно оставаясь гражданином нелюбимой и нелюбящей родины, сознательно мечтает о порядке, — следовательно, бессознательно жаждет морали и этики.»

Вот вы поняли что-нибудь? Я – нет.. Но постараюсь объяснить автору ( так принято).
Госпожа Тайганова этим хотела сказать, что мало вывести образы нелюбящих Родину и нелюбимых и ею поголовно. И даже Родину в образе зловещей Тракторины. Мало. Еще надо показать путь читателям – как быть и что делать?
А строить надо МИРОВОЙ ПОРЯДОК. Который все и жаждут. А остальное приложится. Бессознательную этику можно и загнать куда-нибудь..

Вот поэтому – не состоялась книжица-то.. Не дотянула до уровня Алексиевич. Не смогла Светлана Васильевна изодрать колючками своего военного городка бесчувственные сердца литературной либеральной тусовки.. Крови не хватило, мочи маловато.. даже до Улицкой не дотянуться..
И потом – опять же ну какие храмы? Ну какие иконы? Разве госпожа Василенко не знает последнего указания либерального ЦК – православие гнобить? И зря уши развесила на тайгановское дежурное славословие..
Так что – не судьба.. Увы..

 

 

«…С муравья одна нога» (о членах Союзов Писателей)

Теперь я научен. Как покупать книги. Если вы там видите в аннотации , что автор – Член Союза Российских Писателей ( под руководством Василенко С.В.) – берите немедленно. За любые деньги. Это со временем станет раритетом. Потому что этот Союз писателей УМЕЕТ набрать в свои члены весь изюм с курагой среди моря графоманов.

Таким открытием для меня стала детская поэтесса Наталья Семернина.

Это редкое дарование. Она – Член союза Российских писателей. Номинант премии “Поэт года 2015”. Номинант премии “Поэт года 2016”. Номинант премии “Наследие”. Победитель отборочного тура поэтического конкурса “Золотой микрофон 2016”.

Что такое детские стихи для детей? Незатейливое перепевание ежиков-зайчиков с назойливым рефреном дидактики.
Поэтесса Семернина напрочь отринула замшелость и консервативность данной системы. Она ломает установленные правила через колено.

Русский язык у неё обретает новые формы. Очень такие …нано-формы…суржика, что ли?

Уверен, ее дивная детская книжка стихов под названием «Золотой кот» в скором времени должна стать раритетом. Предсказываю– она будет стоить больших денег. Потому что шедевр.

Там хорошо все – от первой буквы до последней точки.
Стихотворение «Воскресенье»

«Что там доктор будет кушать?
Я не знаю. Колбасу?
Вот специально так назвали?
Может, я его спасу?
Если их пускают в дело…
Всё же к звёздам полечу.
Я ногой шагаю смело,
В космос двинуться хочу! «

В этом произведении прекрасно все.
Чувствуется рука незаурядного мыслителя. Поэтессу не устраивает примитивное грубое писательство в установленном размере. Здесь и смешение размеров, и новаторский переход в «хромой ритм»:

«Оставайся-ка врачом!
А названье «Докторская»
Здесь, конечно, не при чём». (орфография авторская)

Но не будем разбирать техническую составляющую, а то опять утонем в трясине неконструктивной критики. Как сказал один мэтр, критика недопустима в применении к свободе творчества автора.
А в произведении заложен огромный смысл. Некая идея, довлеющая подспудно

«Я ногой шагаю смело,
В космос двинуться хочу! «

Пардон, вскрикнет от ужаса внимательный читатель – а где ВТОРАЯ нога? А также – НЕУЖЕЛИ? И ДОКОЛЕ?

И вот здесь мы подошли к самому главному.

Иногда гениальный поэт ( писатель) не понимает даже сам гениальности своего творчества. Это идет помимо него. Бушует подкорка. Поток сознания вычленяет одну деталь и переносит ее из одного шедевра в другой.
Так и у поэтессы Семерниной Фрейд упорно движет ее творчеством. Что это было – ужас ночных сновидений, столкновение с реалиями жизни, не знаю…

Но поэтессу неизменно поток сознания возвращает к символичности творчества с сакральным символом – ОДНОЙ КОНЕЧНОСТИ (НОГИ ИЛИ РУКИ).

Из стиха «Смелые дети»
«..Одною рукою
Мы бьёмся с врагами.
Врагов мы, конечно,
Всегда побеждаем.»

Можно долго рассуждать – почему ОДНОЮ рукою? Из презрения к врагу? Из сознания собственной непобедимости? Нет, нет и нет.. Это – опять же метафоричность, символ. Это карающая рука.
Вот строфа из стихотворения «Дядя Миша», где опять подчеркивается – одна рука..
«…Под ногами тротуар,
Он выходит на бульвар.
Трость в руке своей несёт
И в аптеку путь ведёт.»

Здесь символизм бьет наотмашь. Это продолжение «руки карающей» из прошлого шедевра в «руку несущую». Можно было просто сказать – «опирается на трость..» Так бы и сказал какой-нибудь мелкий незначительный поэт. Но Семернина – это апологет символизма и метафор . У нее рука – это сама по себе мыслящая единица. Несущая. Даже не требующая поддержки ноги. Именно поэтому поэтесса пожертвовала красивой строкой и вместо « и ногою путь идет», написала скромно и незатейливо «и в аптеку путь ведет». Простота вкуса и стиля слились воедино в этой гениальной строфе.

Так же ненавязчиво член Союза Российских Писателей переходит и к животному миру – миру одной конечности.. Тоже изысканному символизму.

Из того же стихотворения «Дядя Миша»

«Потому что каждый день
Покупать ему не лень:
Жабий камень,
Адов корень,
Хвост овцы,
Уплывшей морем.
Глаз вампира,
Рог козла,
С муравья одна нога.»

Причем где-то там на краешке сознания мелькает грустный пятиногий муравей. Но эта деталь, которая оказалась не важна мощному ассоциативному писателю. Это штрих. Поэтесса в том же стихотворении переходит к более крупным мазкам кисти. Набрасывает трагическое полотно аллитераций.

Вырастает образ «козлонога». Пик символизма «одной конечности».

По тексту это происходит так – у аптекаря нет нужных деталей ( каждой конечности строго по одной, и он отправляет дядю Мишу восвояси. Причем, наверно, реально грубо. С пожеланием не пить спиртного, а только какао с молоком.)

И печальный дядя Миша остается наедине с реальностью и собственными деяниями по отниманию у животных строго по одной конечности.

Авторесса нежно пытается его утешить:

«Нет ни жабы,
Нет ни корня,
Ни козла с одной ногой.
Дядя Миша, не печалься!
Пей какао с молоком!
Если встретишь козлонога,
Сделай вид что не знаком!
Если жаба бросит камень,
Ты прижми его к груди!
Выбрось чёртов корень ада
Вслед козла одной ноги!»

Заключительная строка «вслед козла одной ноги» – это как последний гвоздь. Это – вершина творчества. До таких высот ассоциативного нано-реализма не поднимался еще никто из писательского племени.

Поэтому, я думаю( я надеюсь), что на следующую Нобелевскую премию по литературе у нас есть уже готовый кандидат. Какая там Алексиевич, какой Боб Дилан…

Свежесть и оригинальность трактовки, бьющий наотмашь символизм, ювелирное владение техникой стиха – это наш приоритет. Кстати, вскользь затронутая тема каннибализма и членовредительства – это новый тренд западной литературы. Поэтому и здесь мы будем на коне. Одноногом.
Думаю, Союзу российских писателей следует серьезно отнестись к моему пожеланию. А Василенко серьезно отнестись к конкурентке. Даже на членские взносы забить..

(http://lgz.ru/blog/Ingvar/o-razbitykh-ozhidaniyakh-svasilenko-kak-avtora-durochki-i-skalpele-kri/)

Комментарии к записи

avatar
wpDiscuz